НЕнародный бюджет?

Подготовлено редакцией журнала Professional
Идея программы «Народный бюджет» в Тульской области – замечательная и прогрессивная. Это возможность решать актуальные вопросы путем совместного привлечения средств.
Годами не решаемые проблемы сдвигаются с мертвой точки. Денежная нагрузка на каждого из участников проекта сокращается. Население активнее вовлекается в решение проблем местного масштаба. Бизнес получает хорошие заказы.
Так должно быть. Но любое хорошее начинание может испортить человеческий фактор…
Областных и местных чиновников, отчитывающихся об исполнении проектов, мы слышим регулярно. Жителей – в гораздо меньшей степени. А очень зря. Мы прислушались – и узнали очень много интересного.

Эта история началась в июле нынешнего года, когда в редакцию журнала Professional обратился житель Тульской области с жалобой на качество проекта по «Народному бюджету-2016» - отсыпка щебнем дороги.

- Ну и что? – подумали мы. Ну не нравится кому-то дорога, мало ли. Всем не угодишь. А идея проекта то хорошая – жители проявляют инициативу отремонтировать дорогу, установить детскую площадку или смонтировать освещение в своей деревне, или что-то похожее. Местная власть помогает с организацией конкурса и сбором денежных средств. Подрядчикам – бизнесу – тоже хорошо: работы с оплатой, гарантированной от чиновников. А недовольные – они будут всегда.

Но спустя месяц заявитель обратился к нам снова. Уверял, что проблема не единичная, а системная, просил проверить другие проекты…
Данные портала "Открытый регион 71"
по программе "Народный бюджет"
Проверять больше 3000 объектов «Народного бюджета», которые были реализованы и находятся в процессе исполнения в настоящее время в нашей области, - задача весьма непростая, даже для редакции ТАСС, например. Но настойчивость заявителя нас подкупила.

По официальным отчетам чиновников все красиво:
С 2011 года по 2016 год на реализацию проекта привлечено около 2,8 млрд. рублей, из которых: доля средств из бюджета Тульской области составляет 2 млрд. рублей, муниципальных образований – 400 млн. рублей, населения и благотворителей – 409 млн. рублей. В 2016 году конкурсный отбор прошли 1026 заявок. На сегодня в проекте осталось 940 заявок.

Антон Агеев
Министр внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области
Все хорошо. Но кое-чего не хватает. Мнения жителей. Что сами туляки думают по поводу проекта, устраивает ли качество исполнения?
Чтобы это мнение выслушать, мы взяли для примера одно муниципальное образование – Ломинцевское Щекинского района.
Там в 2016 году реализуются 6 проектов, 4 из них – по дорогам, та самая отсыпка щебнем.
Информация о проектах «Народного бюджета» размещена на сайте «Открытый регион 71». Там же представлены протоколы собраний жителей, по итогам которых и принимается решение, куда тратить средства «Народного бюджета». Наиболее сведущие местные жители – члены инициативных групп по данным проектам. К ним и обратимся за комментариями.

1
Звоним.
На просьбу прокомментировать качество исполнения, представитель инициативной группы жителей Дёминки отвечает, что работы не устраивают.
Позже этот и другие объекты в МО Ломинцевский по запросу журнала «Professional» проверила прокуратура Щекинского района с выездом на место.
Проверка показала, что отсыпка дороги произведена на высоту около 5 см (по смете положено – 15 см). И вместо трех видов щебня, отсыпан только один – самый крупный камень, фракция 40-70. Это – нарушение условий конкурса.
Забегая вперед, скажем: Щекинская администрация после прокурорской проверки заявила, что "достигнута договоренность, согласно которой подрядчик приступит к устранению недостатков в период с 19 по 23 сентября".
28 сентября мы снова обзвонили жителей и узнали, что недостатки по-прежнему не устранены. А в пресс-службе администрации на вопрос, как же так - должны были устранить нарушения и не устранили, - ответили, что не могут дать пояснений и, рекомендовав написать им очередной официальный запрос, бросили трубку.

2
На тот же наш вопрос житель отвечает:
- Мы не приняли еще эту дорогу, не устраивает качество. Отсыпали плохо. Где-то дорога просела уже, там вода после дождя. Недели три назад сделали, и уже промокает. Просят теперь подписать документы, но я категорически отказалась, пускай доделывают дорогу. Они не досыпали мелкую щебенку и не досыпали как надо дорогу, а 600 тыс. угробили, 100 тыс. наши. Почему так плохо (тут было непечатное выражение, - прим. ред.) делают?
Позже выяснится, что жители все-таки подписали акты приемки. Но произошло это после официального запроса журнала в прокуратуру, выезда прокурора на место, после чего щекинская администрация договорилась-таки с подрядчиком о дополнительной отсыпке дороги щебнем мелкой фракции.
Это единственный из четырех населенных пунктов, где подрядчик доделал работу, после чего жители спокойно подписали акты и теперь дорогой довольны.
На фото - состояние дороги уже после дополнительной отсыпки.

3
Житель:
- Сделали некачественно, мелкую щебенку насыпали кое-как, явно не в полном объеме. В результате лежит большая щебенка и только местами – мелкая, ездить проблематично, не говоря уже о том, что пешком ходить по такой дороге.
То, что жителей не устраивает качество работ и они не намерены принимать их, а оплата по объекту будет преждевременной, подтвердила и щекинская прокуратура. «Работы инициативной группой не приняты ввиду наличия претензий к подрядчику по качеству выполненных работ. Необходимо проведение расклинцовки щебнем фракции 10-20», - значится в ответе прокуратуры журналу Professional.
Здесь заказчик - администрация Щекинского района - также заявляла о неких "договоренностях" по дополнительной отсыпке, но, по состоянию на 28.09, щебня так и нет.
Да его уже и не ждут здесь - жители намерены на собственные средства докупать щебень самостоятельно. Уже заплатив однажды 100 тыс из своего кармана.

4
Здесь нам не удалось связаться с инициативной группой. Но проверка прокуратуры показала, что толщина сделанного покрытия не соответствует сметной; а также не хватает двух из трех указанных в смете фракций щебня. Жители населенного пункта и администрация района дорогу не приняли ввиду недовольства качеством работ. Нарушения по качеству и объемам нашли и специалисты ГУ ТО «Тулаупрадор».
Нашли - хорошо. Что дальше? Щебня нет, в администрации бросают трубки.
Получается, что обратившийся к нам туляк, скорее всего, был прав: видимо, существует некая системная ошибка, которая допускается при реализации проектов «Народного бюджета»?
Для надежности решаем обзвонить еще несколько членов инициативных групп – из других районов Тульской области. И берем проекты предыдущего года исполнения, то есть, «Народный бюджет-2015». Выбираем наугад:
Данные портала "Открытый регион 71"
Наш вопрос тот же:
- Вы довольны качеством работ?
Ответ жителя:
- (непечатное выражение). Потому что по проекту было корыто, песок, крупный и мелкий щебень. Ничего не было сделано. Тонаром притащили 3 т песка и щебень и сверху немного мелкий щебень, который сегодня уже вкатался и его почти не видно. Три года гарантии, а дороги уже сейчас почти нет. Глава администрации говорит: попробуем своими силами доделать.
Как следует из ответа инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору (в соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 24 сентября 2015 года N433, в 2015 году – главный распорядитель бюджетных средств по проектам «Народного бюджета»), работы по объекту ул. Жданка с. Волово приняты инициативной группой жителей, субсидия для оплаты работ подрядчиков бюджету МО Воловский район перечислена.
Приняты. И оплачены. В полном объеме. Несмотря на то, что член той самой инициативной группы населения ругался крепкими выражениями на качество работ.
Данные портала "Открытый регион 71"
Наш вопрос тот же:
- Вы довольны качеством работ?
Ответ:
- Да вроде нормально сделали. Там еще должны покрыть мелкой щебенкой. Сразу не покрыли. Грейдером подравняли, потом насыпали крупную щебенку, катком прикатали. Мелкой не сыпали. Подрядчик говорит, что они собираются еще насыпать. Но для деревни хорошо, что хоть так отсыпали.
Мягкий ответ: «Хорошо, что хоть так отсыпали».
В ответе тульской ГАСН по данному проекту значилось следующее: «Объект в перечне объектов проекта «Народный бюджет-2015», утвержденном распоряжениями правительства Тульской области о распределении субсидий муниципальному образованию город Новомосковск Тульской области на реализацию проекта «Народный бюджет-2015», отсутствует.

Так могло получиться в случае, например, если акты до сих пор не подписаны и работы не оплачены. А могли быть и другие причины. С проектом «Народный бюджет» у нас, как выяснилось, может быть разное… В детали судьбы конкретно данного проекта мы не вдавались и что-то конкретное здесь утверждать мы не можем. Объект приведен для общей статистики по итогам звонков жителям: «Хорошо, что хоть так отсыпали» - самый мягкий ответ.

Получив отрицательные отзывы опрошенных жителей, поняв, что некий системный сбой действительно очень вероятен, мы начали поиск причин – почему так? Почему жители недовольны? Почему работы не выполняются, как положено? И это касается какого-то одного конкретного муниципалитета, или характерно и для других проектов?
И здесь стоит уделить внимание самому процессу формирования и исполнения заявок по проекту «Народный бюджет». Что вообще мы знаем о ходе реализации программы? Вот как основные этапы описаны на сайте «Открытый регион 71»:
Что происходит дальше?
(для более детального рассмотрения берем уже знакомое нам МО Ломинцевское, чтобы на его примере понять этапы процесса и попытаться найти «слабое место»)
Далее будет сложно, но вчитайтесь и вдумайтесь,
оно того стоит.

Итак, где же во всей этой цепочке скрыт тот самый системный сбой?

Обращаемся за разъяснениями к участникам процесса.
Нашими респондентами выступили:

- представители подрядных организаций, выигравшие конкурсы,
- чиновники администрации МО Ломинцевское и Щекинского района,
- руководитель УКС Щекинского района,
- руководитель «РХЦЦС».
Подрядчики уверяют, что выполняли работы, согласно сметам (напомним, как позже выяснит прокуратура, в итоге получилось не совсем так).

А сметы, по заверениям подрядчиков, да и представителя самого УКСа, составлены так, что не содержат полного и достаточного перечня работ и используемых материалов, чтобы качество дороги соответствовало нормативному.

Подтвердить или опровергнуть факт несоответствия смет нормативам мы попросили Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области - напомним, главный распорядитель бюджетных средств по проекту.
Запрос в ведомство мы отправили еще 15 августа, но ответа нет до сих пор (по Закону «О СМИ», ответ должен был прийти в течение 7 дней).
Со своей стороны мы пытались связаться с ответственным за ответ нам лицом. Несколько раз общались, каждый раз получая ответ, что скоро-скоро нам будет письмо… но письма и ответов по-прежнему нет.
В щекинском УКСе пояснили, что «в идеале должно быть песчаное корыто и затем уже три фракции. Но «РХЦЦС» такие сметы не пропускает. Пропускают вариант, где раскринцовки мало».
«РХЦЦС», в свою очередь, горячо опровергло факт непринятия смет:

Если нам принесли сметы на асфальтовую дорогу с подстилающим слоем, - мы принимаем такие сметы. Если только на отсыпку щебнем, - тоже принимаем, не можем не принять. Если заказчик написал, что нужна фракция 40-70, значит 40-70; если 20-40, значит 20-40. Потому что заказчику виднее.
Из ответов чиновников ломинцевской администрации следует, что самый лучший вариант обустройства дороги – асфальт. Но это слишком дорого – бюджет муниципалитета «не потянет» такие расходы и долго – понадобятся проектные работы. А отсыпка щебнем – да, возможно, неудобно, но это быстрый вариант благоустройства и не такой затратный, как асфальт.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Я выполнил работу согласно сметной документации. Какая была смета и техзадание, так я работу и сделал. В смету заложено устройство щебеночных оснований. Это подразумевает, что после основания должно быть покрытие. Эта расценка дешевле, чем устройство щебеночного покрытия.
Дмитрий Зайцев, генеральный директор ООО «ТРАНСДОРСТРОЙ»
(исполнитель п. Социалистический и д. Малая Кожуховка)
Сметы составлены так, что щебенка катается в землю. У нас был перерасход щебенки по смете, просто потому, что там мокро. В некоторых местах слой щебенки доходит до 40 см. Должно быть песочное основание, корыто, - этого ничего нет. Сверху кидаем один слой, далее укатка и расклинцовка мелкой фракцией.
Юрист ООО «Геостройсервис»
(исполнитель: д. Деминка и с. Ломинцево)
В идеале должно быть песчаное корыто и затем уже три фракции. Но «РХЦЦС» такие сметы не пропускает. Пропускают вариант, где раскринцовки мало. А с песчаным корытом сумма увеличивается в два раза. Проблема такая не только по конкретной улице, по всем, где есть щебенка.
Сергей Сурков, директор МБУ «УКС Щекинского района»
Если в заявке есть 20-40, а по смете нет этих работ – это вопрос к заказчику. Мелкий щебень должен забиваться в крупный. Если в смете его нет – значит, заказчик не посчитал нужным делать это и указывать это в дефектном акте. Заказчику виднее. Какой щебень купят и уложат – это уже отвечает заказчик.
Наталья Терехина, директор ГУ ТО «РХЦЦС»
Насколько удобна дорога? Удобно ходить по асфальту. А тут - если пойдете на каблуках, то, конечно, неудобно. Но относительно того, что там была грязища, это лучше. Самый хороший вариант – асфальт, но это дороже. По щебенке в любом ее исполнении неудобно. На сегодня это неплохой вариант. Жители, может быть, думали, что щебень будет изготовлен как асфальт, но такого не бывает.
Можно делать корыто, но это уже дорожное строительство. А все дорожное строительство требует проектирования. А на это нужно время, нужно заказывать проект, а это опять определенные процедуры. Если сейчас начнем этим заниматься, то в «Народный бюджет» войдем только в 2019 году.

Юрий Задеев
заместитель главы администрации МО Ломинцевское
Есть инициативная группа жителей, они смотрели качество дороги. Количество щебня, которое шло по смете, оно на объектах рассыпано. У меня есть смета, которая составлялась УКС, и проверялась хозрасчетным центром. На дорогах все сделано четко по сметам.
Я не дорожник, но я проходила и проезжала по этой дороге. На шпильках не пройдешь, а в обуви на каблуке свободно ходишь. Это щебенка, а не асфальт, ровной абсолютно дорога не будет. Эту дорогу примут, даже если не подпишут жители. Да, есть мелкие нарушения, но чтобы идеально ровно все заполнить - так не может быть.

Валентина Маркс
глава администрации МО Ломинцевское
В рамках сметной документации там выполнено все: отсыпка основания и расклинцовка сверху. Там не настолько плохая ситуация, как жители ее преподносят. По факту объект завершен, подрядчик работы выполнил.

Дмитрий Субботин
председатель комитета по вопросам жизнеобеспечения, строительства и дорожно-транспортному хозяйству администрации Щекинского района
Комментарии чиновников были даны журналу до прокурорской проверки. После выезда на место прокуратуры, когда подтвердились доводы жителей о нарушениях при отсыпке щебнем, мы снова обратились в администрацию Щекинского района, спросили, что планируется предпринять.
Напомним, именно администрация Щекинского района выступает заказчиком работ по аукциону, подписывает акты приемки или отказ от приемки. То есть, могут помочь жителям, которым не нравится качество работ, и воздействовать на подрядчика, чтобы дорога была отсыпана как надо:
При осмотре дорог рабочей комиссией по приемке объектов были даны замечания. В связи с этим была проведена дополнительная работа с подрядчиками и достигнуты следующие результаты:
- В д. Малая Кожуховка подрядчиком проведены работы по дополнительной отсыпке щебнем мелкой фракции. Акт приемки работ жителями подписан.
- В пос. Социалистический подрядчиком работы выполнены в соответствии со сметной документацией. Достигнута предварительная договоренность по дополнительной отсыпке щебнем мелкой фракции. По состоянию на сегодняшний день подрядчик работы пока не выполнил.
- В с. Ломинцево и в д. Деминка с подрядчиком достигнута договоренность, согласно которой исполнитель приступит к устранению недостатков в период с 19 по 23 сентября.
Пресс-служба администрации Щекинского района
По состоянию на 28.09, дополнительная отсыпка так и не была произведена в Дёминке, Ломинцево и Социалистическом, хотя сроки вышли.
В пресс-службе Щекинской администрации на вопрос, почему так и не отсыпано, несмотря на их же обещания, ответили, что не могут дать пояснения и рекомендовали подготовить очередной письменный официальный запрос от СМИ по данному вопросу
ЭКСПЕРТНЫЕ КОММЕНТАРИИ
Про сметы и качество работ:
- Работы по отсыпке щебнем регламентирует Свод правил 178-13330.2012 «Автомобильные дороги». Как контролировать качество? – Надо смотреть по смете, что в ней заложено. Отсюда зависит и качество.
Смету делают на основании дефектовки, если она некорректная, никто уже не исправит этого, кто-то уже вышел на подряд, и работает по смете.
Начальник отдела строительного надзора Государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» Ирина Чурина.
Про контроль качества:
- У дорожников принято, что щебень должны укатать так, что, если на готовое покрытие под каток положить щебень, каток должен его раздавить. То есть, покрытие должно получиться почти твердое. И дефектовки должны делать специалисты. Ведь именно от дефектовки идут сметы и все остальное.
Ведущий специалист ГУ ТО «Тулаавтодор»
Про вид работ:
Аукцион «Отсыпка щебнем» - это ни о чем, это засыпать и ни за что не отвечать.
Специалист ОАО «Калугаавтодор»
Про процедуру оплаты работ:
Подрядчики делают работу, после чего им выплачиваются деньги, после принятия комиссией, на основании подписанных актов. Если акты не подписаны, бюджетные средства «перескакивают» на следующий год – это так называемый подтвержденный остаток потребности. Для его оформления главы администраций пишут письмо на имя главного распорядителя бюджетных средств.
Министр финансов Тульской области Владимир Юдин
Алексей Дюмин, губернатор Тульской области
Про проект "Народный бюджет":
Если у вас возникают проблемы при реализации проекта, необходимо обязательно информировать жителей, разъяснять им сложившуюся ситуацию. Жители вкладывают свои деньги и имеют полное право получать всю информацию о своём проекте.
Не менее важно контролировать качество работ, обязательно при участии жителей.
Подведем итог всему изложенному выше
Из четырех объектов на одном подрядчик, после вмешательства прокуратуры и щекинской администрации все-таки досыпал щебня, это устроило жителей, они подписали акты. На втором вопрос пока (на момент подготовки статьи) так и остается нерешенным: достигнута договоренность о дополнительной отсыпке, но этого пока не сделано. Да и получается, что подрядчик, сделав все по смете, будет досыпать щебень за свой счет – тоже как-то нечестно.
И на двух объектах жители также ждут подрядчика - для исправления нарушений. По всем 4 объектам «Народного бюджета» претензии жителей так или иначе подтвердились. А администрация начала работать с подрядчиками.
Но каких усилий это потребовало: многочисленные звонки и запросы от СМИ чиновникам, выезд и работа на месте прокуратуры и проч. Разве обычные люди, простые жители, члены инициативной группы, на которых пытаются возложить всю ответственность за проекты «Народного бюджета» смогут провести такую работу и добиться-таки, чтобы все было сделано как положено? Вряд ли. Это стоит очень больших усилий и знаний, которыми люди часто не обладают – им надо помогать. И это уже – задача как раз чиновников, которую на одном из совещаний в сентябре еще раз подчеркнул губернатор региона Алексей Дюмин.

Контролирующие органы. Ввиду отсутствия ответа от министерства транспорта и дорожного хозяйства региона, мы так и не понимаем, кто может контролировать качество работ. Кто должен это делать? Ведь кто-то же должен? Кроме жителей. Которые не всегда могут, нет достаточных знаний. И кроме глав администраций, которые заказчики работ, но если они будут бездействовать, ситуация не сдвинется с мертвой точки.

Знают ли заведомо чиновники, понимают ли, что по составленным ими дефектовкам и сметам работы с большой долей вероятности будут выполнены так, что дороги может не хватить дольше, чем на год? И тут на первый план выходит та самая философия «Народного бюджета», о которой говорилось в начале статьи: «Хорошо, что хоть так отсыпали».
А действительно ли хорошо? Ведь 600 тыс. – 1,3 млн руб. тратится по итогам на что? Понятно, денег на асфальтовую дорогу мало. Но, с другой стороны, а с жителями это вообще обсуждали? Говорили им: «Ребята, мало денег, осилим только щебенку, но это будут камни в грязи? А если подождем немного времени, подкопим деньги, сможем и дорогу с песчаным покрытием организовать»?

А деньги из бюджета региона на проекты? В бюджет Воловского района на проект по отсыпке ул. Жданка были перечислены деньги, хотя инициативная группа была недовольна качеством дороги. Как так произошло? Как акты оказались подписаны, а деньги перечислены?
А в Ломинцевском: финансовый год завершается. Что будет с деньгами, заложенными в бюджете региона на проекты, по которым до сих пор работы не приняты? Допустим, главы напишут письмо главному распорядителю о перечислении средств на следующий год. А что изменится в следующем году? На дороге сам собой досыплется щебень и жители поспешат подписывать акты? А если не досыплется, работы все равно будут оплачены? А если не оплачены – бизнес, подрядчики, не получат деньги за работу – никогда?

И вопрос по сметам. Какие работы, материалы, в каком объеме в них все таки должны быть заложены? По каким нормам должны отсыпаться дороги? Ведь должны быть какие-то параметры, по которым можно было бы точно сказать: да, это хорошая дорога. А вот эта – не очень. Тут в смете должно быть то-то, а этого нет. Это же облегчит в разы контроль качества. Не визуально жителями деревни, а контролирующими органами.

И главное – в скольких еще из 3000 объектов программы «Народный бюджет» в Тульской области, задуманной, повторимся, в благих целях, на местах получается такой вот замкнутый круг?


В настоящее время мы работаем над другим объектом «Народного бюджета», уже в Туле. И это не отсыпка дороги, а другой вид работ. Там тоже много вопросов. Но уже получили ответ главы администрации Тулы Евгения Авилова. На наши вполне конкретные вопросы ответов мы так и не получили…
Как минимум один вопрос: из ответа администрации следует, что парковка будет на пустыре. Но, если пустырь не является придомовой собственностью, разрешение на использование данной земли не выдавалось – это нам подтвердили в Министерстве экономического развития региона. Как могли быть там проведены работы по организации парковки без разрешение пользования землей?
Еще есть вопросы по согласованию работ: они согласованы только с теплосетью, а есть еще газовая служба, водоканал – они давали разрешение на асфальтирование земли? – ответ мы не знаем. Не знают его и жители.
А еще им интересно, для кого будет парковка – ведь заплатят за нее по «Народному бюджету» все жильцы дома, а кто сможет пользоваться? Хватит парковки на всех? А если не хватит, деньги вернут?
Да и вообще, когда отсыпают дорогу, проводятся собрания населения, жителей - все понятно и логично. А когда проекты "Народного бюджета" касаются общего имущества многоквартирного дома, здесь, в соответствии с Жилищным кодексом, решения должны принимать собственники жилых помещений, то есть, не все проживающие по данному адресу. И только после общего собрания собственников квартир может быть принято решение об участии в программе "Народный бюджет" - это должно быть четко прописано в документах программы, чтобы не допустить нарушения Жилищного кодекса.
И таких вопросов много. Ответы же получить очень сложно.
Жители и в Туле-то, не то, что в далеких деревнях, не знают нюансов самого процесса, им нужна помощь. Они видят – сделано плохо, или видят нарушения, а как это оформить? К кому обращаться? Что писать в обращении? – Разве люди знают все это? Максимум – скажут главе при случайно встрече. А дальше что?
А если и знают и пытаются добиться нормального качества, что они получают? Верно, четкое попадание в ЗАМКНУТЫЙ КРУГ, где все вроде как исправно делают свою работу, даже часто понимают неоднозначность ситуации, но по факту исправить ее не в силах никто.

Так и живем.

P.S. Единственные, кто за два месяца работы над проблемой подарил и нам, и жителям надежду на возможный выход из этого замкнутого круга, стало Региональное отделение Общероссийского народного фронта в Тульской области
(еще, конечно, прокуратура Щекинского района, которая выявила нарушения, но это точечная помощь - прокуратура не может выезжать на все 3000 объектов - тут должен быть системный подход к решению).
Михаил Глухов, член регионального штаба ОНФ
Конечно, факт с щебенкой - это вопиющий случай, который показывает, насколько некоторые представители власти безответственно подходят к решению проблем населения. Ведь в этом случае многое зависит от документации, подготовленной для подрядчика.
К сожалению, именно такой «бездушный» подход некоторых чиновников дискредитирует проект «Народный бюджет». С населением необходимо больше работать и разъяснять преимущества участия, а не работать по «галочной» системе.
Мы отслеживаем и обобщаем проблемы с выполнением данной программы и даем рекомендации по их устранению.
В штабе ОНФ нас заверили, что вполне возможна даже организация круглого стола по данной проблеме. Возможно – подготовят письмо в федеральный штаб… Но пока – тишина.

P.P.S. Программа «Народный бюджет» в Тульской области включена в номинацию «Эффективное бюджетирование» Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития, организованного Ассоциацией стратегических инициатив.

Победить в таком конкурсе хорошо, конечно. Но победа, как и сам проект «Народный бюджет», должна приносить удовлетворение, прежде всего, жителям. Их важно слушать и вовремя помогать. Иначе зачем вообще все это?..